Как я не познакомился с Павлом Дуровым (или одна концепция для #ВКонтакте)

Около года назад я рвался обсудить с Павлом Дуровым одну, касающуюся дистрибудии видеоконтента, концепцию. Как мне казалось, да и до сих пор кажется, выгода в случае реализации предлагаемых мной нововведений была бы взаимная, — сеть киноклубов Медиа-кафе получила бы великолепную веб-площадку для дистрибуции авторского контента, а ВКонтакте превратился бы в совершенно легального его дистрибутора.

Я списался в Твиттере с Владиславом Цыплухиным, бывшим в тот момент персс-секретарем ВК и отправил ему следующее письмо:

Добрый день!

Итак, о чем речь? Речь о реорганизации (или расширении) видеохостинговой части ВК.

Начну издалека:

Сотни, тысячи людей снимают свое кино. Хорошее, плохое, игровое, документальное, анимационное, традиционное, экспериментальное, полнометражное, короткометражное и прочее-прочее. При этом, какие у них возможности продать свои фильмы? Интегрироваться в вертикальную иерархию кинопроизводства и кинодистрибуции, где сам черт ногу сломит? Да, есть фестивали, есть продюсерские центры, но, на мой взгляд, это элементы костной системы кинематографа прошлого века, кое-как развивающейся, но все равно страшно неповоротливой и не отвечающей ни духу времени, ни потребительскому спросу. На фоне этого несоответствия спроса-предложения и появилось пресловутое пиратство, которое, на самом деле, суть лишь более адекватное предложение потребителю, более адекватный сервис. Однако, на мой взгляд, и так называемое пиратство — временное явление, лишь переходный период к новой, горизонтальной и открытой модели кинопроизводства, кинодистрибуции и кинопроката. Возможной модели этой новой формы и посвящена прилагающаяся к письму концепция франчайзинговой сети малого кинопроката Медиа-кафе и обслуживающего ее видеохостинга.

Позволю себе небольшую историческую аналогию. В середине прошлого века в музыку пришло электричество. Это технологическое новшество спровоцировало массовый приток любителей в индустрию. Количество контента стало прирастать и в некоторый момент сработал основной философский закон: закон перехода количества в качество. Так, по сути, и появился новый музыкальный рынок.

Примем за ключевую точку невозврата появление в магазинах первой массовой электрогитары Fender Telecaster (1949 год). За десятилетие до этого музыкальная индустрия была абсолютно элитарна. Большие концертные залы, редкие, точечно расположенные джазовые клубы, шансонье, а на бытовом уровне грамофоны и редкие ламповые проигрыватели. Но уже через десятилетие после выхода Fender Telecaster клубы расли как грибы после дождя, проигрыватели появились чуть ли не в каждом доме. Радиостанции, частные звукозаписывающие студии, фестивали, — все это уже явно и уверенно зарождалось в конце 50-х, начале 60-х годов.

А теперь вернемся к киноиндустрии, в которой, с появлением цифровых технологий происходят ровно такие же процессы. Не знаю, что можно считать аналогом появления в магазинах электрогитары Fender Telecaster: начало продаж Canon 5D markII или Nokia 808 PureView, но не трудно предположить, что уже через год-два-три количество кино-видео-контента взорвет рынок, киноклубы (или как я их называю медиа-кафе) станут множиться, а традиционные киножанры, многие из которых, кстати сказать, испытывают серьезный зрительский кризис из-за отработанности всех возможных ходов-перипетий, — видоизменятся до неузнаваемости.

С учетом осознания этого тренда, меняется, на мой взгляд, и основная функция видеохостинга. Если раньше видеохостинг был сервисом для храниния и обмена частными бытовыми материалами пользователей, то теперь актуальным становится формат видеохостинга, как дистрибьютора не просто снятого и закачанного, а смонтированного, обработанного и оформленного в некий фильм контента.

Таких любительских, или как я их предпочитаю называть: внесистемных фильмов, уже сейчас сотни и тысячи на различных видеохостингах. Но ни один видеохостинг не предоставляет возможность купить такой фильм для общественного коммерческого проката. Конечно, в принципе, ничего не мешает, посмотрев фильм на Vimeo, YouTube или VK, — связаться с его автором (правообладателем) и в частном порядке купить у него понравившийся фильм для общественного коммерческого показа, например, в небольшом кафе, или клубе.

Однако, до тех пор пока этот механизм не возведен в систему, подобная практика не может стать массовой, а значит не может стать выгодной как стороне правообладателя контента, так и стороне пожелавшей абсолютно легально показать тот или иной внесистемный фильм. Правообладатель захочет получить как можно большую сумму с одной сделки, а прокатчику окажется невыгодно приобретать по такой цене контент. Системность позволит правообладателю рассчитывать на множественность покупок его фильма разными точками проката (заведениями медиа-кафе), а покупателю контента (владельцу отдельного заведения Медиа-кафе), — на относительно невысокую цену за покупку для проката в одном заведении.

В свою очередь, кино-видео контент для владельца заведения общепита является привлекательным элементом культурной программы. Ему не составит труда платить правообладателю разово, покупая его фильм, а эти затраты компенсировать за счет выручки с бара и кухни, где пришедшая среди прочего и на показ фильма публика явно будет заказывать выпивку и еду. По схожему принципу, в сущности, работают и концертно-музыкальные клубы, где выступающая группа как правило получает “от входа”, а владелец довольствуется выручкой “с бара”.

В идеале, подобные заведения могут быть связаны франчайзиноговой сетью, орг-центр которой, среди прочего, мог бы предоставлять дополнительные услуги желающим открыть новое заведение представителям малого бизнеса. Например, по целевой программе предоставлять кредиты, проекционное и прочее необходимое оборудование в лизинг. Даже то или иное меню владелец отдельной точки мог бы выбирать из перечня на сайте орг-центра.

Однако, все это уже шаги далеко не первостепенной важности. В сущности, франчайзинговая сеть может появится в перспективе, а может и не появится вовсе и отдельные заведения просто будут пользоваться услугами видеохостинга, приобретая через него контент для коммерческого общественного показа. В любом случае, сначала должен появится такой видеохостинг, через который, с одной стороны, пользователи смогут продавать свои фильмы, а с другой, — точечные прокатчики их покупать. Очевидно, что подобный видеохостинг будет оставлять себе определенный процент с каждой сделки.

А кто даст гарантии того, что тот или иной пользователь будет продавать свой, а не чужой контент? — спросите вы. Гарантий, конечно, никаких нет и не может быть. Но обезопаситься от подобной практики вполне реально. Закачивать и продавать контент через подобный видеохостинг сможет только пользователь обладающий статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя. Таким образом, из простого пользователя, статус которого никак не регулируется современным законодательством, пользователь описываемого видеохостинга переходит во вполне внятный и регулируемый законодательством статус юрлица или индивидуального предпринимателя. Естественно, регистрация pro-аккаунта в результате происходит не так быстро, однако со всеми проверками больше недели после подачи заявки вряд ли потребуется. Если же кто-то все-таки решит выставить на продажу не свой продукт, то это, по сути, не проблема видеохостинга. Поскольку пользователь находится в легальном правовом поле, соответственно, к нему применимы все правовые нормы существующего законодательства. Соответственно, истинный правообладатель сможет предъявить иск мнимому (но вполне внятному с юридической точки зрения), использую судебные услуги.

Ну а где гарантия, что легально скачанные из видеохостинга фильмы потом не будут выкладываться на торренты? И где вообще гарантия, что в Медиа-кафе будут показывать только легально скачанные фильмы? Во-первых, предполагается, что при покупке фильма будет генерироваться уникальный номерной сертификат, привязанный к ip-адресу конкретного компьютера. Соответственно, на другом компьютере воспроизведение файла будет невозможно. Другой вариант защиты, — видео-водяные знаки, которые опять-таки могут сделать невозможным корректное воспроизведение контента на другом компьютере. Если не готовые технологии, то элементы этих технологий есть и доработать их в нужном направлении, — это лишь дело затрат и времени.

Во-вторых, предполагается, что видеохостинг будет частично функционировать на основе протакола P2P, то есть, если тот или иной фильм уже находится на компьютерах нескольких близлежащих медиа-кафе, то скачиваться он будет одновременно как с сервера видеохостинга (откуда он получит уникальный номерной сертификат) так и с других компьютеров-серверов. Интеграция торрент-технологии в работу подобного видеохостинга позволит, на мой взгляд, в перспективе минимизировать использование торрентов для воровства авторских продуктов.

Ну и в третьих, наконец, лично я вообще считаю, что так называемое пиратство возможно только при вертикальной модели киноиндустрии, где есть отдельная индустрия раскрутки звезд и пр. А при горизонтальной модели, когда каждый человек может абсолютно свободно продать свой фильм любому количеству желающих посмотреть его как в медиа-кафе, так и у себя дома, — пиратство невозможно в принципе. Кого пиратить просто не будет понятно: не то, что в каждом городе, но и в каждом районе, в каждом квартале, в идеале, будут свои кинозвезды! Да, возможно голливудские блокбастеры по-прежнему будут пиратить, но их судьба, меня, честно говоря, не очень заботит, да и сколько их в год, — 20-30? К тому же, в предлагаемой модели предполагается оставить возможность бесплатного просмотра в маленьком разрешении (360р) для индивидуальных потребителей, которые захотят посмотреть тот или иной фильм на компьютере или на смартфоне. Таким образом, информация, в сущности, не закрыта, платить надо будет только за качество. Впрочем, правообладатель сам будет разрешать или запрещать те или опции при закачивании своего фильма.

Мое твердое убеждение заключается в том, что потребителю уже наскучило смотреть кино на мониторе компьютера. С другой стороны, кинотеатры — громоздкие и слишком пафосные заведения, к тому же, как правило, редко когда расположенные в шаговой доступности. Кино куда актуальнее смотреть, как мне представляется, в небольших заведениях, скорее кафе-клубах с опять-таки небольшим (на 20-50 мест) проекционным залом. А такие заведения могут располагаться буквально в каждом квартале. Соответственно, жизнь горожанина будет куда более благоустроена, когда он сможет вечером, после работы зайти в такое кафе и не просто поесть и выпить, но и посмотреть отобранный ви-джеем заведения фильм.

Теперь попытаюсь ответить на вопрос: почему, собственно, я обращаюсь с этим предложением именно к VK. Логика моя следующая: VK с официальной точки зрения наиболее проблемный в плане пресловутого пиратства ресурс. Предлагаемая модель, — не только возможность урегулировать все претензии, но и обрести уникальное торговое предложение на фоне всех остальных видеохостингов. Таким образом, на мой взгляд, VK может уверенно выйти на международный уровень с конкурентным и легальным уникальным торговым предложением. VK — это соцсеть, а в моей модели предполагается достаточно значительная соцсетевая составляющая. К тому же, на мой взгляд, если подобная идея ляжет на целевую аудиторию фанатского костяка пользователей VK, то результат будет именно таким, каким бы мне и хотелось бы: мы получим волну нового русского авторского кино и де-факто реанимируем отечественный кинематограф.

[Мной убраны из письма несколько последних абзацев, в которых описывался конкретный видео-проект, который должен был стать манифестом нового киноклубного движения.]

Если честно, я ожидал, что сначала Цыплухин, а потом и Дуров как-то заинтересуются моими мыслями, потому как, вроде они должны были оказаться схожими с их собственными, да и люди они, как мне представлялось, далекие от семейно-кланового междусобойчика, который превыше всего. Но ничего подобного не произошло. Цыплухин мне ничего не ответил, а когда я перезвонил ему, сказал, что Дурову сейчас не до того. Я тоже настаивать не стал, — мало ли на самом деле какие там могли быть планы. Может, мое письмо и вовсе до Дурова не дошли?

Позже я опубликовал концепцию Медиа-кафе в привязке к бренду Nokia PureView, что, надо сказать, тоже не вызвало никакого резонанса у потенциально заинтересованных лиц. Прежде чем предлагать ее ВК, я так или иначе предлагал ее и Mail.ru и Yandex.Видео. Везде и у всех были свои планы. Может, конечно, я не прав, но с другой стороны, количество однообразных видео-хостингов — масса, а нормального дистрибуторского ресурса, обеспечивающего контентом для проката в киноклубах, — по-прежнему нет. А ведь это могло бы стать совершенно легальным уникальным торговым предложением для того же VK, что, с учетом перспектив вывода соцсети на IPO —  совсем не помешает.

Реклама

Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s