#Левиафан и прокатные технологии #кино

Снимок экрана от 2015-01-28 05:58:22

Только ленивый не написал еще про фильм Андрея Звягинцева “Левиафан”. Но все, как правило, писали про публицистическую составляющую. Причем, на мой взгляд, писали совсем не то. Пользуясь случаем замечу, что ничего оппозиционного в этом фильме лично я не вижу, мало того, считаю, что фильм абсолютно просистемный, поскольку констатирует победу силы и смерть героя русских сказок, этакого Ивана-дурака с печи, который хоть и медленно запрягает, но если уж запряжет, поедет так, что мало никому не покажется. В связи с попыткой перекраивания черт архетипа этно-героя не менее интересен и другой фильм, также частично финансировавшийся “при поддержке министерства культуры и массовых коммуникаций” и вышедший параллельно “Левиафану”. Фильм этот так и называется: “Дурак”. Мораль сей истории не менее беспросветна: герой бессилен против большинства, даже если за ним очевидная правда. Впрочем, сравнение мессиджей этих двух фильмов, — это тема совсем другого текста, опять-таки публицистического, а поэтому лично мне не интересного.

Мне же хотелось бы остановится на аспектах, казалось бы, куда более прозаичных: на прокатной стратегии современного российского кино. И Левиафан тут инновационен, хотя и не до конца, но это первый шажок, так что всего и сразу ожидать не стоит. А то, что процесс пошел, это прекрасно и невероятно позитивно.

Лично я не верю в то, что в сеть фильм слили пресловутые пираты. Уж слишком подходящий был момент. И потом, какое количество человек посмотрело бы этот фильм в кинотеатрах, особенно если учесть его официальную, то ли “запиканную”, то ли еще как-то коцнутую по звуку копию. Не помогли бы никакие награды, да и резонанс был бы совсем не тот, что теперь. Не возьмусь утверждать, но почти уверен, что решение слить фильм в сеть принимал сам Александр Роднянский, да и сайт с пожертвованиями был создан с его ведома. Впрочем, даже если все это лишь цепь случайностей, сути это не меняет: мы становимся свидетелями первых шагов в создании новой системы проката авторского кино. Быть может это даже еще и не шаги, а лишь прощупывание, — не провалится ли кочка, можно ли ступить на нее, перенести на нее центр тяжести, чтобы затем переставить на нее же и вторую ногу и подготовится к следующему шагу.

На самом деле, настолько ли необходимы авторскому фильму большие экраны и официальный большой кинопрокат? Это же не блокбастеры с вызывающими отпадение нижней челюсти спецэффектами, которые конечно же лучше потреблять на большом экране. Авторский кинематограф, — это камерное зрелище, вызывающее все тоже отпадение нижней челюсти совсем другими методами. Поэтому поход в кинотеатр, да и сама атмосфера большого зала, неадекватны камерности контента авторского фильма, и способны придать ему пусть порой и не лишний, но только пафос, больше ничего. Зритель и резонанс, — вот что нужно авторскому кинематографу. А поэтому избирать способы донесения контента до зрителя нужно самые адекватные, простые и точные.

Что уж там говорить, интернет на данный момент самый адекватный канал распространения кино-видео. Торренты, неофициальные (так называемые пиратские) онлайн-кинотеатры, сообщество в соцсетях (вконтакте — в первую очередь), да и сам Youtube, — весь этот арсенал в состоянии в считанные часы донести тот или иной контент до сотен тысяч, если не миллионов целевых зрителей в максимально комфортной для них ситуации. Смартфоны, планшеты, ноутбуки, мониторы стационарных компьютеров, телевизоры, на которые беспроводным образом, через Chromecast или Mirocast, изображение проецируется все с тех же смартфонов, планшетов или ноутбуков, — все это потребителю куда удобнее и комфортнее, чем пафосный поход в кинотеатр. Это стало очевидно уже давно и всем.

Проблема в другом, — в монетизации контента, потребляемого по этим каналам. Как сделать так, чтобы с одной стороны зритель оказался готов заплатить деньги за просмотр, а с другой — чтобы платность просмотра не спровоцировала появление бесплатных копий? В этой ситуации модель добровольных пожертвований выглядит вполне компромиссно и разумно. Правды ради стоит заметить, что собрал пока сайт цифрового продюсера менее миллиона рублей, но, уверен, далеко не все из посмотревших или посмотрящих в будущем фильм Левиафан знают о существовании такого сайта.

Модель монетизации авторского видео-контента есть и у YouTube. Она называется партнерской программой. Суть ее незамысловата и проста: вы привязываете свой аккаунт в YouTube к гугловской службе AdSense, в настройках разрешаете показ рекламы в ваших авторских видео и получаете с этого отчисления. Буквально на днях довелось прочитать, что самым прибыльным в 2014 году стал видео-канал на YouTube, в котором некая бразильянка распаковывает детские игрушки. Эта самая бразильянка заработала только в прошлом году с помощью своего канала 4.9 млн долларов. Это в среднем при 380 млн просмотров в месяц. Конечно, ни Левиафану, ни другим авторским картина такая аудитория и не снится, но если предположить, что Левиафан был бы выложен только в одном аккаунте YouTube, не перезаливался, а только репостился бы в других местах, то, думаю, миллиона полтора человек его уже точно посмотрели. Итого, в денежном эквиваленте это получилось бы пара-тройка десятков тысяч долларов. Плюс к этому модель добровольных пожертвований, — и это уже больше 50 тыс долларов. Капля при бюджете в 220 млн руб (даже при нынешнем курсе), но капля, как известно, камни точит.

Очень надеюсь на то, что в относительно ближайшем будущем в сети появится ресурс, куда провообладатели смогут самостоятельно заливать свое докоментальное, игровое, анимационное и прочее кино, а взамен получат возможность монетизировать его одновременно за счет кол-ва просмотров и за счет пожертвований тех, кому тот или иной фильм решительно понравился. Это конечно еще не совсем та футуристическая модель малого кинопроката, которую я описывал в своей концепции медиа-кафе, но шажок к в ее направлении.

Впрочем, посмотрим, как оно все получится.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s