Стиль #ThinkPad #X1Carbon. Ультрабук, на котором хочется работать

Пропользовавшись пару месяцев ThinkPad X1Carbon второго поколения с адаптивной клавиатурой, я перешел на пусть и менее мощный, но X1Carbon 3-поколения. Причина тому была в сущности одна: за прошедшие полтора года я подружился с Linux, и хотя к Windows 10 у меня особых претензий нет, Linux мне значительно интересней и, как не странно, понятней. На ThinkPad X1Carbon второго поколения из-за адаптивной клавиатуры Ubuntu полноценно было не поставить. Зато на X1Carbon 3-поколения Ubuntu 15.10 встала как родная. Собственно, она и есть родная. На сайте Canonical это официально поддерживаемая модель. Так я и работаю теперь, то в Windows 10, то в Ubuntu 15.10. Впрочем, на этот раз я решил написать совсем о другом.

 

Если говорить непосредственно о работе, о моей работе, связанной с написанием текстов, браузингом, обработкой фотографий и незатейливым монтажом видео, то операционные системы и доступные для них программы конечно же имеют значение, но, на мой взгляд, не принципиальное. Куда большее, — ну или точно не меньшее, — значение имеет эргономика устройства. Конечно, частично эргономика устройства зависит от эргономики управления интерфейсом, но в этом плане, плюс-минус, все программные платформы сравнялись. Пользователь MacOS без проблем сможет пересесть на Windows 10 или на Linux, и наоборот. Наверное, когда дело дойдет до нюансов, начнутся несостыковки, но в общем и целом, управление десктоных интерфейсов сильно унифицировалось. Во всяком случае, я без проблем переключаюсь из одной операционки на другую. И не скажу, что на этот счет у меня есть принципиальные предпочтения. К тому же, я почти год пользовался Chrome OS в качестве основной рабочей платформы, так что, как ни крути, а и в Windows 10, и в Linux, — Chrome для меня основная программы. Хотя, правды ради замечу, что в Linux я все-таки предпочитаю использовать предустановленный Firefox, а в Windows 10 мне все больше нравится предустановленный Microsoft Edge. Но без Chrome и без сервисов Google, в первую очередь Google Docs, — пока никуда.

В чем у меня есть принципиальные предпочтения, так это в эргономике самого ноутбука или ультрабука, его клавиатуры, диагонали дисплея, подсветки клавиатуры, тачпада и пр. И в этом плане X1Carbon 3-го поколения почти идеальный ультрабук, во всяком случае из тех, что у меня когда-либо были. Почему почти, — я напишу чуть позже. А сначала расскажу о том, чем он мне так нравится, благодаря чему, садясь работать я сосредотачиваюсь, как сосредотачивался разве что в те времена, когда пришел к выводу, что писать можно только от руки, а поэтому брал ручку (желательно роллерную или вовсе перьевую, — они пишут ощутимо мягче остальных), чистый лист бумаги и начинал писать. С ThinkPad у меня примерно такая же история. Но обо всем по-порядку.

 

Внешний вид и прочность

На мой взгляд есть два дизайна ноутбуков, — MacBook и ThinkPad. Несмотря на свое явное предпочтение, я не буду маньячить и говорить, что MacBook — это алюминиевая кастрюля, а не ноутбук. Нет, конечно же это не так. MacBookPro Retina 13, — очень хорош и внешне и по своим эргономическим характеристикам. У него отличная клавиатура, хороший, хоть и глянцевый дисплей. Но… Есть несколько “но”, из-за которых я вряд ли когда-нибудь буду пользоваться каким-нибудь MacBook Pro. Главная из этих причин заключается в хрупкости этих ноутбуков, несмотря на кажущийся прочным алюминиевый корпус.

Через мои руки прошло множество самых разнообразных гаджетов, и в моей практике был единственный случай, когда гаджет был разбит. Произошло это с Lumia 920 в процессе съемок одного из дублей ремейка рекламного ролика, демонстрирующего впервые реализованную в смартфоне оптическую стабилизацию, — во время езды на велосипеде смартфон выпал из рук и по дисплею пошла паутина. Надо отдать должное, — Lumia 920 несмотря на поломку отменно продолжала работать и, кстати, опубликованный дубль снят на уже разбитый аппарат.

 

И была еще одна история, собственно, из-за которой я и вспомнил про Lumia. Произошла она года два назад, когда я уже собрался было покупать “тринашку” MacBookPro. Как раз тогда только-только вышел iPhone6, и один мой коллега, заядлый яблочник, купил его одним из первых. И вот, захожу я к нему в кабинет, вижу лежащий на столе iPhone6 и беру его в руку, чтобы попробовать на вес и прочувствовать тактильные ощущения. Беру, естественно, аккуратно, над столом, на котором стоит MacBookPro 15 c Retina-дисплеем. И надо же было такому случиться, iPhone выскальзывает у меня из руки и с высоты примерно сантиметров 10 ударяется сначала о дисплей MacBookPro 15, а потом падает на его клавиатуру. iPhone6 от этого — ничего, а по дисплею MacBookPro 15 пошли полоски. Оказалось, я попал в какое-то очень специальное место и перебил айфоном светодиоды MacBookPro 15. Ничего не поделаешь, пришлось платить за новую матрицу. Стоила она без малого 26 тысяч, и было это дело еще до падений курса, то есть в долларовом эквиваленте она стоила около $800.

После этой истории я резко расхотел MacBookPro и окончательно решил, что для меня есть только один тип ноутбуков, и это ThinkPad. Если уж очень захочется или понадобится MacOS поставить, то на ThinkPad отлично ставится и Hakintosh. Не буду прикреплять здесь никакую конкретную ссылку, но при желании вы можете самостоятельно погуглить и найти наиболее оптимальное описание установки Hakintosh на вашу модель ThinkPad. К тому же время не стоит на месте и в сети появляются все новые и новые описания.

 

 

14-дюймовый дисплей

Что бы ни говорили маркетологи, я воспринимаю X1Carbon как ультрабук, сравнимый с MacBookAir. Собственно, Lenovo и выпустила его отчасти с оглядкой на лайт-линейку ноутбуков Apple. Думаю, задача была поставлена так: нужно сделать машинку, такую же легкую, как Air, лучше — легче, и в стиле ThinkPad, чтобы топ-менеджерам не стыдно было с ним показаться, чтобы они не смотрелись с этим ультрабуком, как хипстеры какие-нибудь, или, еще хуже, как блондинки. Именно поэтому, думаю, самая первая модель X1 Carbon имела дисплей с диагональю 13.3 дюйма. Модель была признана успешной, во всяком случае и топ- и просто менеджерам она понравилась. И уже тогда, судя по всему, к инженерам пришли маркетологи и предложили сделать все тоже самое, только с диагональю 14 дюймов. Тогда то и появился слоган “самый легкий 14-дюймовый ультрабук”.

 

И на самом деле, 14-дюймов — это идеальное решение. 13.3 дюйма — это все-таки маловато, ну, если не маловато, то тютелька-в-тютельку, что называется, а на 14-ти дюймах при желании есть место без ущерба комфортности развернуть основное окно не на весь дисплей, а сбоку от него расположить например окно файлового менеджера, или GoogleKeep, — как в моем случае бывает довольно часто. Одним словом, 14 дюймов в машинке, которая весит 1.2 кг, — это невероятно практично и удобно.

 

X1Carbon комплектуется дисплеями нескольких вариантов. Есть сенсонрные 2К IPS-дисплеи с матовым покрытием. Именно такой был в X1 Carbon второго поколения, которым я пользовался прошлой осенью. В моем нынешнем X1 Carbon дисплей куда попроще, — это хоть и матовая, но TN-матрица с FHD-разрешением, — минимальный вариант, предусмотренный для данной модели. Но ничего плохого я про этот дисплей сказать не могу. Да, он скромный по углам обзора, особенно по вертикальным, — горизонтальные углы обзора у него как раз очень даже приемлимые. Да и яркости матрице не занимать, так что, особенно с учетом 180-градусного раскрытия, установить дисплей под комфортным для работы углом не составляет никаких проблем.

При 14-дюймовой диагонали разрешение FHD — предостаточно. Больше лично мне точно не нужно. Да и то в настройках Windows 10 у меня установлено масштабирование 150%. В Ubuntu 15.10 я не применял масштабирование, но внутри большинства программ, как правило, увеличиваю страницы. Признаться, ультра-четкие дисплеи в ноутбуках, представляются мне маркетингом, причем не слишком полезным для зрения. Думаю, глаза не должны напрягаться при виде дисплея в полуметре от себя, если не меньше.

 

Высокое разрешение действительно нужно, когда вы работаете с графикой или с видео, но для таких задач как правило покупаются другие модели из той же линейки ThinkPad, например. А X1 Carbon — это идеальный ультрабук для каждодневных задач, так что думаю, FHD — это оптимальное разрешение. Что касается сенсорности, но лично мне она не нужна в 90% случаев. На X1 Carbon 2-го поколения я иногда пользовался сенсорными свойствами дисплея, но это было в режиме: ах, да, у меня же сенсорный дисплей. А вообще, на мой взгляд и для моих задач сенсорность совершенно ненужна и является скорее маркетинговым элементом. Конечно, если вы часто показываете презентации с ноутбука, то сенсорный дисплей вам совсем не помешает. Но если вы просто работаете за ультрабуков в браузере, в текстовых редакторах и немного в графических, то без сенсорного дисплея обойдетесь точно!

 

 

Разъемы

X1 Carbon 3-gen имеет два разъема USB, причем, что примечательно, в Linux оба разъема работают в режиме зарядки даже при закрытом ноутбуке. Это очень практичное свойство для бизнес-ноутбука, ведь частенько приходится периферийные устройства заряжать именно от ноутбука, а таких устройств у нас как правило не одно. Что примечательно, в Windows только левый разъем обладает таким функционалом. Как можно объяснить подобный фокус, — не знаю. При этом отмечу, что в Linux X1 засыпает полноценно, так что объяснение, что дескать, в Linux на зарядку при закрытой крышке Х1 работатет просто потому, что ноутбук не засыпает, — не канает.

 

По скорости чтения-записи оба разъема соответствуют стандартам USB 3.0, хотя формально это S-Sata разъемы. Впрочем, тут, естественно, есть зависимость от устройств с которых или на которые копируются данные. В общем, никакого дискомфорта ни в Linux, ни в Windows скорость чтения и записи лично у меня не вызывала.

Слева помимо USB-разъема находится полноразмерный HDMI-разъем а также mini-Display-порт. Так что при желании к X1 Carbon можно подключить 2 монитора, или монитор и проектор одновременно. Стандартный прямоугольный разъем для питания Lenovo совмещен с разъемом для подключения док-станции, которой, впрочем, я не пользовался, так что не скажу что да как с ней происходит. Справа рядом с USB-разъемом находится сетевой разъем, к которому прилагается шнур с переходником.

 

В общем, в X1 Carbon 3-gen пользователю предоставлен оптимальный минимум разъемов, которые ему могут пригодится при ежедневном использовании устройства. Ничего специального тут нет, но нельзя воспринимать X1 Carbon как профессиональную рабочую станцию, так что и соответствующие требования к нему предъявдлять не стоит.

 

Клавиатура

После эксперимента с адаптивной клавиатурой в X1 Carbon 2-gen, в 3-ем поколении Lenovo вернулась к классической клавиатуре. И это не может не радовать, хотя отдельных клавиш все-таки не хватает. Не хватает, например, клавиши отключения дисплея. Такой функционал лично мне нужен время от времени, когда я отхожу от ноутбука на какое-то время, но закрывать его по тем или иным причинам, — не хочется. При этом хранитель экрана у меня настроен так, что включится он только через полчаса бездействия. Не люблю, когда ты в раздумьях сидишь за ноутбуком, а у тебя вдруг включается заставка.

 

В остальном вроде как всех клавиш хватает. Единственное, не могу не отметить, что первое время после использования X1 2-gen у меня осталась привычка по использованию клавиши ESC в нижнем ряду, справа от пробела. О логике такого расположения клавиши ESC я писал в посте, посвященном опыту использования 2-го поколения Х1, так что здесь не буду повторяться. К тому же, примерно через месяц я снова привык к классическому расположению клавиши ESC. Скажу о другом.

 

Дело в том, что в Windows 10 значительно увеличилось количество разных сценариев использования клавиши WIN. В тоже время, сама эта клавиша осталась прежних размеров. Много раз ловил себя на том, что не отказался бы, если бы эта клавиша была бы хотя бы чуть больше. С другой стороны, — не настаиваю, тем более, что по большей части работал на Х1 в Ubuntu 15.10 где клавиша WIN тоже задействована в качестве командной, но комфортно дублируется активными углами.

 

Если же говорить о клавиатуре вообще, то она невероятно удобная. Это как раз та глубина хода клавиш, которая лично мне органична и интуитивно привычна. В некоторах ноутбуказ линейки Lenovo Yoga ход клавиш слишком мягкий и короткий, так что в результате пользоваться той клавиатурой лично мне не очень удобно и приятно. Я никак к ней не привык. Здесь же даже привыкать никчему не пришлось. Пальцы сами забегали по клавишам, словно по давно привычным и чуть ли не родным. Не знаю, может виной тому аккуратная двухуровневая подсветка? Но вряд ли, она конечно хороша, но к скорости набора вряд ли имеет какое-то отношение.

 

TouchPad vs TrackPoint

В 3-ем поколении Х1 снова изменился тачпад. Если в Х1 2-го поколения он был весь как одна большая кнопка с несколькими углами наклона, то теперь мы имеем отдельно тачпад с 4 активными углами и 3 кнопки над ним, которые, конечно же, работают и сами по себе, но основное их назначение, — это работать в комбинации с TrackPoint.

Думаю, многие считают, что наличие TrackPoint на клавиатурах ThinkPad — это лишь дань традиции. Но на самом деле это не так. TrackPoint во многих ситуациях действительно значительно удобней тачпада. Например при браузинге и при скроллинге. Конечно, можно и двумя пальцами по тачпаду скрестись, но просто зажать среднюю кнопку над тачпадом, и лишь слегка надавить на TrackPoint — это значительно удобней. Не приходится совершать множество ненужных кистевых движений, которые со временем откровенно утомляют. И в Windows 10 и в Ubuntu 15.10 я достаточно активно использую TrackPoint, отчего работа становится только более комфортной.

 

И кстати сказать, TrackPoint при установке Linux вызывал у меня наибольшие опасения. Я думал, что либо он вообще не будет работать, либо его работу придется настраивать отдельно. Но TrackPoint заработал после установки Ubuntu 15.10 абсолютно корректно, а TouchPad так и вовсе в Ubuntu 15.10 работает на мой взгляд плавнее и корректней, чем в Windows 10.

Вообще с тачпадом в Windows 10 мне пришлось изрядно намаятся, потому что после очереденого обновления перестали работать свайпы, с помощью которых можно посмотреть все активные рабочие столы и переключится между ними. А для меня это чуть ли не главное и самое нужное нововведение в Windows 10. В результате мучений, я установил драйвер от тачпада пред-предыдущей версии и с ним все заработало. Хотя все равно, в Ubuntu 15.10 TouchPad на мой взгляд работает плавней и послушней.

 

Вес, нагрев, шум

Все эти параметры также имеют непосредственное отношение к общей эргономике устройства. Лично я большей частью работаю полулежа, держа ноутбук на коленях перед собой. Так что если ноутбук будет тяжел, то он будет впиваться мне в живот, да и клавиатура окажется ниже уровня кистей рук. Если ноутбук будет греться при элементарных задачах вроде набора текста или браузинга, то его долго не подержишь на коленях, станет жарко и не комфортно. Если винтилятор будет слишком шуметь, то его звук помешает сосредоточиться. Ну и так далее.

 

В общем, могу со всей уверенностью сказать, что по всем вышеприведенным эргономическим критериям X1 3-го поколения, — идеальный аппарат. Даже при явно минимальном количестве оперативной памяти (4гб), которой оборудована моя модификация, вентилятор не был слышен практически ни при каких нагрузках. Хотя тут же правды ради отмечу, что в игрушки я на Х1 не играл, не для того он мне был нужен. По нагреву я специальных замеров не проводил, но на то и не было никаких оснований. Верхняя панель с клавиатурой не нагревалась никогда, а дно практически при любых задачах оставалось еле-теплым. Что же касается веса, то 1.2 кг, — это совсем не тот вес, который будет чувствоваться даже моим, увы совсем не накачанным животом.

 

Одним словом, могу с уверенностью сказать, что Х1 3-го поколения, это идеальный ультрабук с точки зрения эргономики. Конечно, можно придраться к тому, что в нем не нашлось место для картридера. Но во-первых, если картридер для вас настолько принципиален, то он есть в 4-ом поколении Х1, который весной 2016 года поступит в продажу. Правда там есть слот только для micro-SD карты, так что быть может модель при которой я пользовался USB переходником для полноразмерной и micro-SD карты, — окажется значительно удобней.

 

В общем, если без понтов, то не вижу никаких оснований мечтать о 4-ом поколении Х1. 3-ее поколение вполне адекватно даже в той почти минимальной комплектации, что оказалась у меня на тесте. Да, конечно, 4 гб оперативки — это минимум, но в linux есть раздел подкачки, да и в Window 10 появился его аналог, так что и 4 гб физической оперативки можно обойтись при том, что еще 4 гб можно выделить под раздел подкачки на ssd. Конечно, жаль, что оперативка распаяна на материнской плате и таким образом Х1 Carbon подлежит апгрейду только в плане увеличения М2 SSD, или wi-fi модуля, — хотя куда и зачем менять этот последний не очень понятно, ведь он поддерживает все самые последние протоколы передачи данных.

 

Но опять-таки, все это можно посчитать за недостатки, если относится к Х1, как к профессиональной рабочей станции, коей этот ультрабук конечно же не является. Х1 — это идеальный бизнес-ультрабук, ноут на каждый день, а такой машине сложные манипуляции с апгрейдом явно никчему.

 

Звук

Мультимедийные характеристики ультрабука важны в любом случае, как бы вы не спользовали его, наверняка вы будете смотреть фильмы, видео с YouTube, или просто случшать музыку. Так что громкие и качественные динамики у бизнес-ультрабука конечно же должны быть. И в X1 Carbon 3-gen динамики именно таковые. Их громкости предостаточно для того, чтобы устроить дискотеку в небольшой комнате, и тем более, чтобы посмотреть фильм. Что касается качества звучания, то тут не последнее значение имеет качество проигрываемого файла. Если исходник содержит качественное звучание, то и звук в колонках будет отличным даже на максимальной громкости. Если же качество исходника оставляет желать лучшего, — что нередкость, — то на максимальной громкости будет появляться хрип. При этом сама громкость динамиков, отмечу еще раз, очень хороша! Поначалу я даже удивлялся такой громкости в таком тонком корпусе, но потом привык. В наушниках тоже звук вполне приемлемый, хотя качество тут зависит уже не только от проигрываемого файла, но и от качества наушников. Одним словом, по звуку будь то во встроенных динамиках или в наушниках, — придраться буквально не к чему.

 

Автономность

Автономность очень важный критерий практичности ультрабука. Конечно пользователю хочется, чтобы его ультрабук работал от аккумулятора полный рабочий день, то есть в идеале часов 12. А на ночь его можно и поставить на зарядку. Надо признать, что 12 часов автомной работы X1 Carbon 3-gen у меня не вытягивал даже при отключенном wi-fi. Это касается и работы в Windows10 и в linux. Вообще, как не странно, но разница в автономности в Windows10 и в Ubuntu 15.10 если и есть, то практически не ощущается. В среднем этот показатель при включенном wi-fi, достаточно активном браузинге (с просмотром онлайн-видео и прослушиванием онлайн-аудио с soundcloud) и работе в текстовым редакторе, составляет стабильные 6-7 часов. Это при яркости дисплея 30-40%, — но большая яркость лично мне уже резала глаза даже при дневном освещении.

На практике подобная автономность вполне приемлема, поскольку мы вряд ли работаем дольше за ноутбуком в течении дня. Но если даже нам все-таки нужна большая автономность, но это не беда. Во-первых, зарядное устройство у Х1 Carbon достаточно компактное, а во-вторых, от 10% до 80% X1 carbon 3-gen заряжается минут за 30-40. И это конечно невероятно приятный и практичный показатель. То есть грубо говоря вам в течении дня нужно на полчаса попить кофе рядом с розеткой и у вас в запасе еще около 5 часов автономности. Так что и по автономности я с X1 carbon 3-gen не испытываю никаких проблем.

 

Встроенный модем

Ноутбуки линейки ThinkPad с давних пор предполагали возможность установки модема, но в X1 carbon модем встроенный, очень аккуратный, по сути такой же как в смартфоне. Это невероятно удобно, — вставил симку и не зависишь ни от каких общественных wi-fi сетей. Установленный модем поддерживает скорости LTE, так что разницы в этом плане между ультрабуком и смартфоном нет никакой. Хотя, с другой стороны, наличие модема приятность, и не более, поскольку с тем же успехом можно раздавать wi-fi со смартфона и эффект будет таким же. И все-таки, пока включишь точку доступа на смартфоне, — это тоже время, а тут, со встроенным модемом открыл ноутбук и ты в сети. Так что конечно это удобней, тут спорить не о чем.

 

Итоги

Подытоживая, могу сказать, что X1 Carbon 3-gen получился абсолютно идеальной машинкой на каждый день. Даже в такой минимальной комплектации, особенно если установить Linux, это достаточно производительное устройство, мощности которого вполне хватает для комфортной работы в браузере, текстовом, графическом и видео редакторах, и прочих не специальных программах. В Windows 10 я пользуюсь штатным Office 2016, Photoshop CS6 и Edius 6, в Ubuntu 15.10 — LibreOffice 5, Gimp и LightWork. Естественно, этим набором программ дело не ограничивается, но это тот минимум, которого достаточно для каждодневной работы большинству пользователей.

И еще хотел бы добавить, что несмотря на то, что Win10 вполне хороша, если у вас нет корпоративной необходимости использовать эту программную платформу, решительно рекомендую попробовать одну из линуксовых сборок на Х1. Особенно это касается модификаций с 4 гб оперативки. В результате вы получите машинку с очень плавной и вполне комфортной скоростью работы. Но главное, — это конечно эргономика ультрабука, а вот тут у X1 carbon просто нет конкурентов. Это действительно самый удобный и практичный ультрабук. На мой взгляд никакой MacbookAir с ним не сравнится!

Добавить комментарий

